Суббота, 20.04.2024, 08:52Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Закотельникова Татьяна Владимировна МКОУ Лисянская СОШ
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 816
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Социальное проектирование как одна из форм исследовательской деятельности учащихся.

 

 

Социальное проектирование как одна из форм исследовательской деятельности учащихся.

                                                Закотельникова Татьяна  Владимировна

                                                МКОУ Лисянская СОШ

 

Среди форм организации практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования существенное место принадлежит технологиям компетентностно-ориентированного обучения, среди которых выделим технологию социального проектирования.

    Высшее образование испытывает потребность в абитуриентах, способных к самостоятельной проектной деятельности, которые будут развивать отечественную науку. Вузы страны организуют университетские классы, где ведется отбор талантливой молодежи. Как правило, это те учащиеся, которые много времени посвящают самообразованию, чей уровень  знания  предметов  выходит  за  пределы  школьной программы.

              Среди форм организации практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования существенное место принадлежит технологиям компетентностно-ориентированного обучения, среди которых я хочу выделить технологию социального проектирования. Её позитивной чертой является универсальность, так как деятельность уч-ся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.

         Социальные проекты дают возможность уч-ся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект является первым знакомством уч-ся с элементами гражданского общества. Он имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде.

       Двигаясь в этом направлении ученики и учителя нашей школы за последние годы разработали и воплотили в жизнь несколько социальных проектов, которые  заняли места на конкурсах и конференциях различного уровня, заработали гранты, грамоты и благодарственные письма. Эти проекты были полностью реализованы.

                      Вот некоторые из них. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). «Наш школьный дворик» -грант 5000 рублей, грамота и школьный двор в прекрасном благоустроенном состоянии, «Моя уютная школа»- 1 место в видеопроекте в районе, «Хрустальный лёд»- грант 3000 рублей, несколько грамот и благодарностей на областном уровне и замечательное место зимнего отдыха для детворы и взрослых – каток. «Источник жизни» ( проект по реабилитации умирающего родника) - 1место общественная премия «Золотой лев», 6000 рублей; 2 место – Конкурс школьных проектов ВГПИ, 3000 рублей; 1 место в Конкурсе экопроектов на заводе Водмашоборудование г.Воронеж, грант 30 000 тысяч рублей и очень продуктивно проведённые летние каникулы. Проект продолжает реализовываться.

            Но подробней я хочу остановиться на недавно появившейся  исследовательской работе.  В рамках ежегодного районного конкурса «Золотой летописец» проводилась краеведческая конференция  «Народные традиции – моя история и моя культура».  Одной из номинаций была «Русская изба».

А тема нашей исследовательской работы – «Этнографические особенности интерьера русской избы»

       Работа над социальным проектом проходит 8 стадий:

1.      Подготовка уч-ся к работе над проектом.

2.      Выбор проблемы.

3.      Сбор и анализ информации (исследование проблемы).

4.      Реализация плана действий.

5.      Составление портфолио,

6.      Презентация(показать в презентации)

7.      Рефлексия (защита проекта на заседании школьного научного общества «Поиск»).

8.      Анализ стадий подготовки проекта самими учащимися.

 

 

На первой стадии в ходе беседы с учащимися актуализиру­ются их знания о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ ситуации, рассматриваются вопросы влияния общественности на политику администрации (город­ской, районной).

На второй стадии, перебирая актуальные проблемы местного сообщества, учащиеся делают выбор проблемы, решение которой они будут искать в процессе выполнения проекта.

На третьей стадии главной задачей выступает сбор исчерпы­вающей информации. В силу того что она может быть разноуров­невой, целесообразно разделить коллектив на группы, каждая из которых будет собирать информацию из определенного источника: из СМИ, сайтов Интернета, библиотек, органов законодательной и исполнительной власти.

Четвертый этап проводится для обработки и систематизации полученного материала. Учащиеся под руководством координатора проекта компонуют все материалы по разделам:

-    актуальность и важность данной проблемы;

-    информация о различных подходах к ее решению;

-    программа действий, разработанная данной командой;

-    разработка варианта реализации своей программы.

Пятая стадия предполагает, что учащиеся сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения выбранной проблемы.

На шестой стадии учащиеся готовят портфолио, для чего груп­пируют весь материал в два блока: демонстрационный и докумен­тальный. Демонстрационный блок - это раздвижные стенды или компьютерная презентация с фотографиями, рисунками, плакатами и схемами, отражающими ход работы над проектом. Документаль­ный блок дает обзор информационных ресурсов исследуемой про­блемы: выдержки из нормативных документов, данные социологи­ческих опросов, резюме материалов СМИ, результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов. Далее описывается ход действий по реализации проекта.

Седьмая стадия - это публичная презентация проекта, которая предусматривает 4 главных цели:

-  представить аудитории информацию о важности проблемы;

объяснить и оценить альтернативные пути решения про­
блемы;

-  объяснить эффективность выбранной формы решения про­
блемы;

            показать результативность своей работы.

Главная задача восьмой стадии - анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления. При таком подходе изменяется и роль самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно усво­ив, учитель превращается в организатора деятельности, кон­сультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыва­нию необходимых знании и информации из различных (может, и нетрадиционных) источников. Учителю придется сдерживать себя в желании пер­вым высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях: прежде чем излагать содержание изучае­мой темы, поинтересоваться, что знают об этом ученики.

Работа над учебным проектом помогает выстроить бескон­фликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую ра­боту.

Категория: Мои статьи | Добавил: salamandra (22.04.2013)
Просмотров: 1655 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: