В 1998г.
Правительством Москвы была утверждена Комплексная программа "Образование и
здоровье" (Постановление № 492 от 23.06.1998г.).
Целью программы является улучшение организации учебно-воспитательной
работы в школе и внешкольной работы с целью улучшения состояния здоровья и
качества жизни детей.
Для реализации этой цели необходимо решение трех основных блоков задач:
1. Состояние
образовательного процесса и состояние здоровья детей.
2. Разработка
комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья и качества
жизни детей и подростков.
3. Оценка
эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья детей.
Наиважнейшим разделом данной
программы является ее педагогический аспект. В этой связи:
- проводят систематические
проверки перегрузок учащихся,
выполнения санитарно-гигиенических норм при организации учебного процесса,
особенно в школах и классах с повышенным уровнем обучения, а также дошкольных
образовательных учреждениях, оказывающих дополнительные платные услуги;
- разрабатывают и внедряют интегративные курсы;
- уделяют развитию возможностей обучения ребенка в семье, в
соответствии с Законом РФ "Об образовании", что позволяет целому ряду
семей решать проблему получения образования детьми, в силу своих особенностей
или убеждений не могущих посещать массовую школу.
- внедряют в работу учреждений здоровьесберегающие технологии.
Традиционная классно-урочная
форма обучения, кабинетная система с "усредненной" стандартной
мебелью привели к тому, что даже в лицеях и гимназиях, где условия получше, у
девяти из десяти детей к концу учебного года изменяется артериальное давление и диагностируются невротические состояния.
Очевидна необходимость строить образовательный процесс
на основе личностно-ориентированного обучения, основанного на изучении психологических особенностей
учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и
развитию ребенка, использовать личностно-ориентированные технологии в обучении.
Именно эти технологии
являются на сегодняшний
день здоровьесберегающими.
Под
здоровьесберегающими технологиями, в широком смысле, можно понимать все те
технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу
здоровью учащихся.
Здоровьесберегающая технология предполагает:
- сокращение и индивидуализацию аудиторной нагрузки,
- сокращение и индивидуализацию домашнего задания,
- сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций,
- повышение мотивации учащихся.
В ходе проведенного мониторинга были предложены меры, необходимые для
внедрения здоровьесберегающих технологий:
1. разработать комплексную программу сохранения и
укрепления здоровья;
2. создать психологическую поддержку учащемуся;
3. организовать разгрузочные дни («дни здоровья»);
4. увеличить количество уроков физкультуры;
5. уменьшить учебную нагрузку;
6. сократить домашнее задание;
7. уменьшить наполняемость классов;
8. уменьшить количество изучаемых предметов (каких
конкретно);
9. обеспечить наличие специалистов для начальной школы
(логопед, психолог, преподаватель физкультуры);
10. обеспечить проведение походов и экскурсий;
11. организовать обязательное присутствие развивающих
предметов (ИЗО, музыка, физкультура);
12. периодически проводить беседы с родителями о состоянии
здоровья учащихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Медико-педагогическая
диагностика состояния здоровья первоклассников:
• медицинский
осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
(педиатром, окулистом, отоларингологом,
хирургом, гинекологом, неврологом);
• мониторинг
состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью
выявления наиболее часто болеющих детей;
определение причин заболеваемости с
целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
•
диагностика устной и
письменной речи (мониторинг речевого развития).
2. Профилактическая
работа по предупреждению заболеваний:
• проведение плановых и внеплановых прививок медработником
школы (в
т.ч. вакцинация против
гриппа, клещевого энцефалита);
• витаминизация;
• профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой, мази и т.д.);
• создание в школе условий для
соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
•
соблюдение
санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
• коррегирующие занятия с детьми,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные
трудности»).
3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
• ежедневная
физзарядка до занятий;
• согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом
классе четырехлетней начальной школы» (от
25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке
продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется
проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью
профилактики нарушения зрения, простудных
заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
• согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в
середине учебного
дня (после двух уроков) для первоклассников
проводится динамическая
пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;
•
подвижные игры на
переменах;
• ежедневная
прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
внеклассные спортивные
мероприятия;
4. Организация
рационального питания первоклассников предусматривает:
• назначение учителя, ответственного за организацию горячего
питания в
школе, за родительскую
плату и бесплатное питание;
• •
выполнение требований
СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
•
соблюдение основных
принципов рационального питания:
соответствие энергетической
ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет
необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании
примерно 480 ккал);
сбалансированность
рациона питания детей по содержанию белков,
жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;
восполнение дефицита витаминов в
питании школьников за счет корректировки
рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования
достаточного ассортимента
продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима
питания.
• создание благоприятных условий для
приема пищи (школа приобрела не
обходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; на
столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;
• организация дежурства детей в
столовой, результаты которого отмечаются самими учащимися в Экране, где оценивается поведение в
столовой и
чистота стола после
завтрака;
•
практически 100%-ный охват
первоклассников горячим питанием;
• ежемесячные
рейды общешкольного родительского комитета с целью про
верки организации питания учащихся в школе
(проверяют наличие доку
ментов, санитарное состояние
столовой, анализируют меню, интересуются
мнениями учащихся).
5. Организация
логопедической и психологической помощи первоклассникам.б. Использование в учебном процессе
здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения
ребенка в образовательное поле школы
без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.
Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением
общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников
есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе:
гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие
впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют
различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается
авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для
первоклассника существенно важно доброе, позитивное
отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
Первоклассники занимаются в режиме безотметочного обучения, что
способствует снижению уровня невротиза-ции, позволяет избежать стрессовых ситуаций.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.
Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых
первоклассников.
Согласно
сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного
времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как
необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения
стабильного уровня их работоспособности в
течение года. Над данной проблемой работали с 1999 года, апробировали
разные варианты учебных графиков и, опираясь на исследования зарубежных гигиенистов, доказавших, что работоспособность
школьников достигает максимума на 15-й
день, после чего около 2-х недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5-й недели резко
снижается, разработали наиболее оптимальный годовой календарный учебный
график.
Учебный год
разбит на 6 периодов обучения («четвертей»). Первое полугодие разделено на 3
периода по 5 недель каждый. Между I и II «четвертями» и между II и III - недельные
каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обучения, но уже продолжительностью для первых классов
по б учебных недель.
Составленный календарный график не противоречит Типовому
положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об
образовании».
1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.
2. Пятидневный
режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки.
3. «Ступенчатый
режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
сентябре-октябре проводится ежедневно только
по 4 урока по 35 минут каждый.
4. Облегченный
день в середине учебной недели (учет биоритмологического
оптимума умственной и физической работоспособности).
5. 35-минутный урок в течение всего
учебного года.
6. Ежедневная
40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го
урока.
7. Ежедневный
спортивный час в ГПД.
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим
местом за партой или столом
в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты,
независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они
размещаются в первом ряду от окна.
Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную
работу обучающихся на уроке. По возможности
учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
|