Понедельник, 25.11.2024, 04:17Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Закотельникова Татьяна Владимировна МКОУ Лисянская СОШ
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 816
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Март » 23 » к докладу по здоровьесбережению
21:07
к докладу по здоровьесбережению

В 1998г. Правительством Москвы была утверждена Комплексная программа "Образование и здоровье" (Постановление № 492 от 23.06.1998г.).

Целью программы является улучшение организации учебно-воспитательной работы в школе и внешкольной работы с целью улучшения состояния здоровья и качества жизни детей.

Для реализации этой цели необходимо решение трех основных блоков задач:

1. Состояние образовательного процесса и состояние здоровья детей.

2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья и качества жизни детей и подростков.

3. Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья детей.

Наиважнейшим   разделом   данной   программы   является   ее педагогический аспект. В этой связи:

- проводят систематические  проверки  перегрузок учащихся, выполнения санитарно-гигиенических норм при организации учебного процесса, особенно в школах и классах с повышенным уровнем обучения, а также дошкольных образовательных учреждениях, оказывающих дополнительные платные услуги;

-   разрабатывают и внедряют интегративные курсы;

- уделяют развитию возможностей обучения ребенка в семье, в соответствии с Законом РФ "Об образовании", что позволяет целому ряду семей решать проблему получения образования детьми, в силу своих особенностей или убеждений не могущих посещать массовую школу.

-   внедряют в работу учреждений здоровьесберегающие технологии.

 Традиционная классно-урочная форма обучения, кабинетная система с "усредненной" стандартной мебелью привели к тому, что даже в лицеях и гимназиях, где условия получше, у девяти из десяти детей к концу учебного года изменяется артериальное давление и диагностируются невротические состояния.

Очевидна необходимость строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, основанного  на изучении психологических особенностей учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и развитию ребенка, использовать личностно-ориентированные технологии в обучении. Именно   эти   технологии   являются   на   сегодняшний   день здоровьесберегающими.

Под здоровьесберегающими технологиями, в широком смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся.

Здоровьесберегающая технология предполагает:

- сокращение и индивидуализацию аудиторной нагрузки,

- сокращение и индивидуализацию домашнего задания,

- сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций,

- повышение мотивации учащихся.

 

 

 

 

 

В ходе проведенного мониторинга были предложены меры, необходимые для внедрения здоровьесберегающих технологий:

1.      разработать комплексную программу сохранения и укрепления здоровья;

2.      создать психологическую поддержку учащемуся;

3.      организовать разгрузочные дни («дни здоровья»);

4.      увеличить количество уроков физкультуры;

5.      уменьшить учебную нагрузку;

6.      сократить домашнее задание;

7.      уменьшить наполняемость классов;

8.      уменьшить количество изучаемых предметов (каких конкретно);

9.      обеспечить наличие специалистов для начальной школы (логопед, психолог, преподаватель физкультуры);

10.  обеспечить проведение походов и экскурсий;

11.  организовать обязательное присутствие развивающих предметов (ИЗО, музыка, физкультура);

12.  периодически проводить беседы с родителями о состоянии здоровья учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

     медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, невроло­гом);

     мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью
выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболе­ваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

     диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

     проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в
т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

     витаминизация;

     профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой, мази и т.д.);

     создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навы­ков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

     соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

     коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двига­тельного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с ослаблен­ным здоровьем преодолеть школьные трудности»).

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

     ежедневная физзарядка до занятий;

     согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 мину­ты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения  зрения,   простудных  заболеваний,   заболеваний  опорно-двигательного аппарата;

     согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного
дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая
пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

     подвижные игры на переменах;

•    ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
 внеклассные спортивные мероприятия;

4.  Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

     назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в
школе, за родительскую плату и бесплатное питание;

          выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразова­тельных учреждениях;

     соблюдение основных принципов рационального питания:

соответствие энергетической ценности рациона возрастным фи­зиологическим потребностям детей (учет необходимой потребно­сти в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании при­мерно 480 ккал);

сбалансированность рациона питания детей по содержанию бел­ков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотно­шении 1:1:4;

восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования доста­точного ассортимента продуктов и различных способов кулинар­ной обработки; соблюдение оптимального режима питания.

     создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела не­
обходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вил­ки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре пове
дения за столом;

     организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечают­ся самими учащимися в Экране, где оценивается поведение в столовой и
чистота стола после завтрака;

     практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;

     ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью про­
верки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие доку­
ментов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются
мнениями учащихся).

5.  Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.б. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведе­ния детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в кол­лективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжела­тельной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль обще­ния учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Первоклассники занимаются в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротиза-ции, позволяет избежать стрессовых ситуаций.

 

 

 

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равно­мерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдает­ся неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что проти­воречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого ус­ловия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года. Над данной проблемой работали с 1999 года, апробировали разные варианты учебных графиков и, опираясь на иссле­дования зарубежных гигиенистов, доказавших, что работоспособность школьников достигает максимума на 15-й день, после чего около 2-х недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5-й недели резко снижается, разработали наиболее оптимальный годовой календарный учебный график.

Учебный год разбит на 6 периодов обучения («четвертей»). Первое полугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между I и II «четвертями» и между II и III - недельные каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обуче­ния, но уже продолжительностью для первых классов по б учебных недель.

Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об об­щеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».

1.  Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.

2.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки.

3.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
сентябре-октябре проводится ежедневно только по 4 урока по 35 минут каждый.

4.  Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического
оптимума умственной и физической работоспособности).

5.  35-минутный урок в течение всего учебного года.

6.  Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го
урока.

7.  Ежедневный спортивный час в ГПД.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с наруше­ниями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организо­вать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возмож­ности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Просмотров: 2432 | Добавил: salamandra | Теги: здоровьезбережение | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: