Урок русского языка с использованием
здоровьесберегающих технологий,
программа «Школа России», 3
класс.
Тема урока: Правило проверки безударной гласной в корне слова.
Цель урока:развивать
умение проверять написание безударных гласных в корне слова.
Задачи:
·обучающая:учить детей проверять написание безударных
гласных в корне.
·Развивающая: развивать
мыслительную и творческую деятельность.
·Воспитательная: воспитывать у детей
бережное отношение к своему здоровью.
·Здоровьесберегающая: способствовать
сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для
глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
Ход урока:
I. Организационный
момент
II. Разминка для
пальцев
- Давайте приготовим
свои пальчики для работы, помассируем их:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья. (Дети массируют
поочередно каждый пальчик)
III. Чистописание
- Сели правильно, проверили расположение учебных
принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы.
На доске записаны слова:
сл...за, гл...за, б...лит
- Прочитайте слова. Какие буквы являются орфограммами
данных слов? Составьте цепочку из данных букв. Напишите строчку до конца: еао
IV. Сообщение темы
урока
V. Словарная работа
- Ребята, во всех ли словах можно проверить безударную
гласную, как мы это делали сейчас со словами: слеза, глаза, болит? (Нет, есть
слова с непроверяемой безударной гласной, правописание которых надо запомнить).
- В записи сегодняшней даты также есть словарное слово
декабрь. Как вы его написали? Покажите карточкой, какую букву вставили.
- Что вы можете сказать об этом месяце? А какой месяц
предшествовал ему? (Н...ябрь – последний осенний месяц).
- С наступлением холодов у людей повышается
заболеваемость простудного характера. Что нужносделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом,
закаливанием, употреблять больше витаминов).
- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие
витамины в аптеке. (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).
- А какие это
витамины?
В классе на стенах,
шкафах, шторах висят листочки, на которых записаны словарные слова.
Составьте свое
предложение, используя эти слова и слово витамины.
VI. Актуализация
знаний. Работа над темой урока
- Ребята, послушайте рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая
сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя,
и передала записку.
- Ну как? - спросил
Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что
к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима
собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька
принесет, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов
пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие – длинный деревянный
меч.
- Почему так
получилось? Какого правила не знал Дима, когда писал записку Пете?
- Нужно ли проверять
безударную гласную? А как нужно проверять?
Запись предложения, записанного на доске.
Л...сная тр...пинка т...нулась вдоль р...ки.
-Какие буквы пропущены в словах? Как их проверить? Какое правило вы
используете?
(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим
самолетом)
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают
взглядом)
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(Встают на носочки и выполняют летательные движения)
VII. Закрепление темы
урока
Фронтальная работа по вариантам. Взаимопроверка
1вариант
М...рской к...нек,З...леная травка.
2
вариант
Л...тают стр...жи, к...менистое дно.
Задание: Устно подобрать
проверочное слово; записать данные словосочетания в тетрадь, подчеркнуть
опасное место, выделить корень; подумать, какое правило помогло справиться с
заданием.
(Дети самостоятельно
выполняют работу. После написания – взаимопроверка (на доске правильный вариант
написания словосочетаний)).
- Какое правило
использовали при выполнении задания?
2.Письмо по памяти.
Курить – здоровью вредить.
В здоровом теле – здоровый дух.
- Объясните смысл этих пословиц.
- На какие орфограммы мы должны обратить внимание?
VIII. Домашнее заданиеIX. Релаксация
На фоне тихой инструментальной музыки произносятся
следующие слова:
- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать
стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете
по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам
не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный
сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы
закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным
засыпаем.
Дышится легко, ровно,
глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают...засыпают...
Шея не напряжена и
расслаблена.
Губы чуть
приоткрываются.
Все чудесно
расслабляется.
Дышится легко, ровно,
глубоко.
Напряженье улетело
И расслаблено все
тело.
Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы.
И послушный наш язык
Быть расслабленным
привык.
Дышится легко, ровно,
глубоко.
Будто мы лежим на
травке
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас.
Дышится легко, ровно,
глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Вы полны сил и
энергии.
Вы многое знаете и
умеете.
Вы – единая команда.
И в вашем единстве –
ваша сила.
На счет «три» откройте
глаза.
Один! Два! Три!
Встать!
X. Итог урока
- Посмотрите на это
стихотворение. Найдите слова с безударными гласными.
«Говорю я всем: «Зимой
закаляйтесь все со мной.
Утром бег и душ
бодрящий,
Как для взрослых,
настоящий!
На ночь окна
открывать,
Свежим воздухом
дышать.
Ноги мыть водой
холодной,
И тогда микроб
голодный
Вас не сможет
одолеть».
- Урок у нас заканчивается. За это время
выросло удивительной дерево, благодаря которому каждый из вас может показать
пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и
вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и
лучше, то вы прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков,
и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено
время на уроке, то - желтый, чахлый лист.
XI. Домашнее задание.
Придумать и записать 10 слов с проверяемой безударной
гласной в корне слова.
Составить рассказ о распорядке
дня в период обучения в школе.