Пятница, 26.04.2024, 08:03Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Закотельникова Татьяна Владимировна МКОУ Лисянская СОШ
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [48]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 816
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

ответы на вопросы к зачёту по курсам повышения квалификации
27.04.2011, 22:16

Образовательная область «Педагогика»

Вопрос 5

Формирование духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[19,67].

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

 

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для  духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

В связи с данными  исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка  в начальном звене.

Программы  духовно – нравственного воспитания  с 1 –го по 4- класс

Проектирование программы духовно-нравственного воспитания.

предлагаемая программа обеспечит:

1.                           Создание системы воспитательных мероприятий по каждому направлению ,  позволяющие ученику осваивать на практике, использовать полученные знания.

2.                           формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, учитывающую историко-культурную, этическую, и региональную специфику.

3.                           Формирование у учащихся активной деятельностной позиции.

Рабочие программы содержат следующий перечень планируемых результатов:

1.     Формирование ценностных результатов

2.     Социальные компетенции (социально-культурные, коммуникативные)

3.     Модель поведения младших школьников.

4.     Рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю, результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение интеллекта и кругозора общей культуры, обучающихся (проекты, тесты, анкеты, выставки)

Оси направления внеурочной деятельности обозначены Стандартами:

1.     Спортивно-оздоровительное  направление

2.     Духовно-нравственное (патриотическое, правовое, экологическое, духовное)

3.     Социальное .

4.     Обще-интеллектуальное ( проектная деятельность)

5.     Общекультурное («Умелые руки»)

- название кружка

-цель кружка

- задачи

-УУД

- технологии

- принципы

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, инд. занятия,  и т.д.

Формы деятельности:  индивидуальные, групповые, в парах.

Продолжительность:  33  занятия, 1 раз в месяц, должны быть экскурсии.

Необходимые учебные пособия: составляем тематическое планирование. На одну тему 1-3 занятия

№ дата

Тема

Форма деятельности

ТСО

ИКТ, наглядность

Кол-во часов

 

 

 

 

 

Фольклорная мастерская как один из способов развития личности

Воспитание - питание души и серд­ца ребенка возвышенным, благород­ным, прекрасным. Образование - вая­ние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный про­цесс заключается в создании образа путем питания души красотой.

Подлинным источником красоты является национальная культура.

К сожалению, истоки национально­го высыхают там, где не поют народ­ных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, со­бытия, позволяющие понять самих се­бя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.

В поиске путей обновления содер­жания воспитательного процесса педа­гоги нашей школы пришли к решению строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, за­гадках. Это мир очень яркий и выра­зительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ре­бенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгады­вать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение традиций русской народ­ной культуры в нашей школе реализу­ется в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская - это новый способ орга­низации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого за­дания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской - ввес­ти детей в мир русской народной куль­туры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского на­рода (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.

1-й класс. « Зачин дело красит» -пропедевтическая ступень.

Программа этого года вводит ребен­ка в круг вопросов, которые будут об­суждаться на протяжении последу­ющих трех лет: человек и природа; че­ловек и семья; человек и родная земля.

В центре внимания

- загадки, потешки, скороговорки,

- хороводы,

- народные куклы,

- праздники,

- подвижные игры.

2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с

- прибаутками и небылицами,

- плясовыми песнями и припев­ками,

- частушками,

- народными инструментами,

- календарно-обрядовыми праздни­ками.

3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:

- пословицы и поговорки,

- частушки,

- песни лирические и исторические,

- игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),

- обрядовые праздники. 4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»

В центре внимания

- семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рожде­ния до смерти;

- народный костюм;

- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;

- история родного края;

- работа ансамбля шумовых инстру­ментов;

- связь со школьным центром «Иг­рай, гармонь!».

Системообразующим видом дея­тельности, способствующим освое­нию традиций и ценностей русской народной культуры, является позна­вательная коллективная деятель­ность. Схему ее организации см. в ни­зу страницы.

Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, напри­мер, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вече­рок», «Масленица-мокрохвостка» и др.

От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Для учас­тия в каждом празднике привлекается школьный центр «Играй, гармонь!», в состав которого входят ансамбль шу­мовых инструментов, ансамбль гармо­нистов и вокальная группа.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует раз­витию личности ребенка, его познава­тельного, коммуникативного, нрав­ственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школь­ников нравственных качеств. Один из таких классных часов.

Классный час «Дорогою добра»

Задачи:

- воспитывать у детей чувство друж­бы и товарищества;

- развивать коммуникативные на­выки, речь;

- учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: salamandra | Теги: ответы
Просмотров: 1675 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: