Образовательная
область «Педагогика»
Вопрос 5
Формирование
духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.
Во все века люди высоко
ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические
преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять
о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные
ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,
агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников
связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество
нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей,
обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном
мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных
источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного
характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и
чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе
образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности,
ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении
человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к
каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет
главную задачу воспитания»[19,67].
В-четвертых, вооружение
нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего
школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают
представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка
для окружающих людей.
Перед общеобразовательной
школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного
самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с
формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
В настоящее время
педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том,
каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности,
православия в нём.
Проблемой нашего
исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников
в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно –
нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной
проблемы учителю требуется не только
знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение
направить свою деятельность на нравственное воспитание.
В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что
необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных
качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего
обучения ребенка в начальном звене.
Программы духовно –
нравственного воспитания с 1 –го по 4-
класс
Проектирование программы
духовно-нравственного воспитания.
предлагаемая программа
обеспечит:
1.
Создание
системы воспитательных мероприятий по каждому направлению , позволяющие ученику осваивать на практике,
использовать полученные знания.
2.
формирование
целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внеклассную
деятельность, учитывающую историко-культурную, этическую, и региональную
специфику.
3.
Формирование у учащихся активной деятельностной позиции.
Рабочие программы
содержат следующий перечень планируемых результатов:
1. Формирование ценностных результатов
2. Социальные компетенции (социально-культурные,
коммуникативные)
3. Модель поведения младших школьников.
4. Рекомендации по организации и
текущему педагогическому контролю, результатов урочной и внеурочной
деятельности, направленные на расширение интеллекта и кругозора общей культуры,
обучающихся (проекты, тесты, анкеты, выставки)
Оси направления
внеурочной деятельности обозначены Стандартами:
1. Спортивно-оздоровительное направление
2. Духовно-нравственное (патриотическое,
правовое, экологическое, духовное)
3. Социальное .
4. Обще-интеллектуальное ( проектная
деятельность)
5. Общекультурное («Умелые руки»)
- название кружка
-цель кружка
- задачи
-УУД
- технологии
- принципы
Формы проведения
внеурочных занятий:
экскурсии, выставки, инд. занятия, и
т.д.
Формы деятельности: индивидуальные, групповые, в парах.
Продолжительность: 33 занятия, 1 раз в
месяц, должны быть экскурсии.
Необходимые учебные
пособия: составляем
тематическое планирование. На одну тему 1-3 занятия
№ дата
|
Тема
|
Форма деятельности
|
ТСО
ИКТ, наглядность
|
Кол-во часов
|
|
|
|
|
|
Фольклорная мастерская
как один из способов развития личности
Воспитание - питание души
и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние,
создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс
заключается в создании образа путем питания души красотой.
Подлинным источником
красоты является национальная культура.
К сожалению, истоки
национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают
сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события,
позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и
делает народом.
В поиске путей обновления
содержания воспитательного процесса педагоги нашей школы пришли к решению
строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями
народной культуры.
Народная культура
воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках.
Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в
нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным
участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах
деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках,
разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной
культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
Изучение традиций русской
народной культуры в нашей школе реализуется в форме творческой фольклорной
мастерской.
Мастерская - это новый
способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр,
которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого
задания, игры школьники абсолютно свободны.
Цель творческой
мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать
принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и
природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).
Программа творческой
мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем,
как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.
1-й класс. « Зачин дело
красит» -пропедевтическая ступень.
Программа этого года
вводит ребенка в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении
последующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная
земля.
В центре внимания
- загадки, потешки,
скороговорки,
- хороводы,
- народные куклы,
- праздники,
- подвижные игры.
2-й класс. «С русским
задором по русским просторам». Знакомство с
- прибаутками и
небылицами,
- плясовыми песнями и
припевками,
- частушками,
- народными
инструментами,
- календарно-обрядовыми
праздниками.
3-й класс. «Праздник
праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:
- пословицы и поговорки,
- частушки,
- песни лирические и
исторические,
- игра на шумовых
инструментах (организация ансамбля),
- обрядовые праздники.
4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»
В центре внимания
- семейный уклад, обряды,
обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;
- народный костюм;
- история России в
произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;
- история родного края;
- работа ансамбля шумовых
инструментов;
- связь со школьным
центром «Играй, гармонь!».
Системообразующим видом
деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной
культуры, является познавательная коллективная деятельность. Схему ее
организации см. в низу страницы.
Ключевое дело проходит в
форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки - об осени
поминки», «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и др.
От года к году форма
проведения ключевых дел усложняется. Для участия в каждом празднике
привлекается школьный центр «Играй, гармонь!», в состав которого входят
ансамбль шумовых инструментов, ансамбль гармонистов и вокальная группа.
Таким образом, изучение
народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его
познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического
потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному
руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в
воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы включены
также классные часы, цель которых - развитие у младших школьников нравственных
качеств. Один из таких классных часов.
Классный час «Дорогою
добра»
Задачи:
- воспитывать у детей
чувство дружбы и товарищества;
- развивать
коммуникативные навыки, речь;
- учить отличать хорошее
от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.
|