общекультурную компетенцию на уроках в начальной школе.
Однако возможно использование заданий со
скрытой информационной частью.
Например: "Известно, что ученик 2-го класса
должен каждый день уделять по 2 часа на выполнение домашнего задания. Сколько
часов в неделю ученик затратит на выполнение домашнего задания?”. Таким
образом, работая над данной задачей, учение невольно усваивает общепринятые
гигиенические нормы. Это организация учебного труда, распределение своего
времени в течение дня, выполнение домашнего задания за определенное время.
Задания
со скрытой , неявной информационной частью несложны в работе, и данный
прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока
акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока,
но и на общекультурных.
Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей,
т. к. ее становлению способствуют различные практические приемы организации
работы учеников.
Одним из способов реализации данной
компетенции является проведение проверочных работ в форме теста.
Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода
заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и
навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в
будущем, т. к. им предстоит сдавать ЕНТ (единую комплексную работу)
Учебно-познавательная компетенция реализуется
в современной школе, она имеет практическую направленность в творчестве
учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется
работа по созданию научных проектов по математике. Однако не следует забывать о
значимости данного направления в будущей жизни ребенка.
Информационная
компетенция подразумевает
использование ребенком различных информационных ресурсов. Необязательно
использовать Интернет. Ведь можно начинать с газетных вырезок. Таким образом,
главной компетентностной задачей урока будет не изучение найденного материала,
а становление (или совершенствование) умений работы с информационными
источниками. Главное – соблюдать последовательность усложнения заданий от урока
к уроку. Необходимо осуществлять подход к ученику, учитывая его возможности,
как физические, так и интеллектуальные.
Коммуникативная
компетенция не является новой в
школьной системе обучения, т.к. ее реализация подразумевает использование
различных коллективных (коммуникативных)приемов работы (таких как дискуссия,
групповая работа, парная работа и др.). Данные приемы активно используются на
разных этапах урока математики в начальной школе.
Социально-трудовая
компетенция может быть
реализована следующим образом. В классе проводится несколько уроков с
использованием различных вариантов работы на этапе устного счета. Затем детям
предлагается контрольная работа с несколькими видами заданий на устный счет, в
результате получаем обратную связь с хорошими результатами.
Таким образом, развивается у детей
способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных)
ситуациях. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию
устного счета у детей, то у них не возникнет проблемы такого плана, как
вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, такое
умение относится к социально-трудовой сфере, т. е. с применением знаний на
практике.
Компетенция
личностного самосовершенствования
подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые
пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Реализацию данной
компетенции можно рассмотреть на таком этапе урока как задания для
самостоятельного решения, представленные тремя уровнями: на оценку
"удовлетворительно”, "хорошо”, "отлично”. Выбор уровня должен обязательно
осуществляться самим учеником. Кроме того, мы не ограничиваем его только одним
видом сложности. Если учащийся почувствовал, что он достаточно легко справился
с заданием выбранной сложности, то он может перейти к более высокому, тем самым
имея возможность получить за работу более высокую оценку. Надо также отметить,
что может быть и обратная ситуация. Не исключено, что учащийся выберет себе
задание не по силам и тогда вынужден будет вернуться к более низкому уровню.
Здесь происходит активное оценивание собственных сил и возможностей. Ребенок,
без какой либо подсказки извне, без "навешивания ярлыков” реально анализирует,
чего он добился за этот относительно короткий промежуток времени. Несомненно,
он сам делает выводы о том, как следует работать в следующий раз для того,
чтобы добиться высокого результата. Поэтому мы можем констатировать факт, что
работа на данном этапе способствует формированию компетенции личностного
самосовершенствования.
Здоровье
сберегающая компетенция: Стабильная тенденция ежегодного снижения здоровья учащейся
молодежи — вот проблема, с которой столкнулось образование в отношении здоровья
школьников. несмотря на разработку и внедрение
современных педагогических технологий, процесс обучения и воспитания
оказывается оторванным от процесса оздоровления. Очевидно, что организация
учебного процесса может быть оптимальной с точки зрения обучения и
оздоровления, если оба процесса — обучение и оздоровление — рассматривать как
единое целое, тогда обучение будет иметь сберегающий здоровье характер.
2. Направленность
образовательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения
2.1. Медико-гигиеническая (осуществляемая при тесном контакте педагог –
медицинский работник – ученик).
2.2. Физкультурно-оздоровительная (отдается приоритет занятиям физкультурной
направленности).
2.3. Экологическая (создание гармоничных взаимоотношений с природой).
3. Создание здоровьеформирующей образовательной среды
3.1. Кабинет здорового образа жизни, оборудованный комплексом, который
обеспечивает возможность мониторинга здоровья.
3.2. Школьный врач.
3.3. Грамотный педагог.
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
- Актуальной проблемой
общества является в формировании конкурентноспособной личности, готовой не
только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно
влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
- Основной линией реформирования начальной школы сегодня является
тенденция к изменению приоритетных целей образования младших школьников,
где на первый план ставится задача развития их личности, формирования
прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного
поведения.
- Такие ключевые компетенции, как компетенция личностного самосовершенствования,
социально-трудовая, коммуникативная, информационная,
учебно-познавательная, ценностно-смысловая, общекультурная могут
реализовываться силами школы..
|