Пятница, 26.04.2024, 16:16Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Закотельникова Татьяна Владимировна МКОУ Лисянская СОШ
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [48]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 816
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад. Развитие личности младшего школьника средствами математики.
[ Скачать с сервера (51.5 Kb) ] 07.02.2011, 18:43

                                                                                            Т.В.Закотельникова

                                                                          МОУ «Лисянская СОШ», с. Лиски                                   

          Развитие личности младшего школьника средствами математики.

 

 

Развитие личности ребёнка несет на себе печать его возрастных и инди­видуальных особенностей, которые необходимо учиты­вать в процессе общения с младшими школьниками.

Обучая детей школьным предметам, в соответствии с их индивидуальными особенностями, можно объединить  их в следующие группы:

1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника».

2 . Высокое качество мыслительной деятельности у этих неуспевающих сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной утрате «позиции школьника». На качество их учебной работы влияет то, что они привыкли заниматься тем, что им нравится. Отсутствие более широкой мотивации приводит к неуспеху в учебе. Неуспех вызывает конфликт и общее негативное отношение к школе.

3. Для этой группы характерны низкий уровень умственного развития, а также отрицательное отношение к учению.

Как же приобщить к учению таких учащихся, которые характеризуются низким умственным развитием, а также отрицательным отношением к учению?  Среди всех  школьных дисциплин, наиболее удобна в использовании  для решения этого вопроса - математика. Посредством этого предмета, возможно, добиться  хороших результатов.    Противоречие здесь заключается в следующем: для того чтобы вызвать положительное отношение к учению, необходимо таким учащимся давать легкие задачи, но для того чтобы развить интеллект, нужны относительно трудные задачи.

В арсенале любого учителя найдутся большое количество форм и методов, позволяющих дать ребёнку знания,  а  заодно и разносторонне развить ученика как личность.

Индивидуальная и самостоятельная форма работы, одна из определяющих форм работы с детьми на уроках математики.

   В организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся, мне помогают различные наборы карточек. Задания различной степени трудности, которые учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения новых знаний.

   Особенность использования данной формы дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащемуся предлагают три варианта заданий различной степени сложности: самый трудный, менее сложный, самый легкий.

Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя  оптимальный вариант.

Такие задания  очень удачно можно применять, изучая  следующие темы на уроках математики. «Сложение и вычитание в пределах 100», «Внетабличное умножение и  деление», «Умножение и деление многозначных чисел».

      Сегодня часто поднимается вопрос о необходимости совершенствования  обучения младших школьников решению текстовых математических задач. Существуют несколько типов задач, изучаемых в начальной школе: задачи с недостающими данными; задачи с излишними данными; задачи с несколькими решениями; задачи с меняющимся содержанием; задачи на соображение, логическое мышление. Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, можно использовать индивидуальные карточки-задания, для трёх уровней. Эти карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях.

   Приведу примеры таких карточек. Различие вариантов обозначено кружками разного цвета.

Задача.(III кл.). От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг к другу по реке два катера. Один шёл со скоростью 17 км/ч., другой – 24 км/ч. какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?

   1 уровень.

Рассмотри чертеж к задаче и выполни задания:

17 км/ч                                                           24 км/ч

    









 


                                 117 км

     а) обведи, синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.

     б) обведи красным карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером за два часа. Вычисли это расстояние.

     в) рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.

     г) прочитай вопрос задачи и обозначь дугой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.

   Если задача решена, то запиши ответ.

   Ответ:

   2 уровень.

Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нём данные и искомые:







 


     









 

 


Дополнительное задание.

Пользуясь чертежом, найди другой способ решения задачи и запиши его. (т.к. другой способ решения более очевиден, учащиеся могут найти его самостоятельно, без вспомогательных средств).

  Ответ.

Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.

   3 уровень.

Выполни  чертеж к задаче.

Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения. Составь к этому способу «дерево рассуждений» (дети самостоятельно составляют «дерево рассуждений» как во втором варианте).

Пользуясь планом, запиши решение задачи:

  Ответ:

Проверь себя! Ответ задачи: 35 км.

   Дополнительное задание.

Узнай, какое расстояние будет между катерами при той же скорости и направления движения через 3 часа? 4 часа?

            Проблемное обучение – это современный уровень развития и обучения детей.

А проблемное  обучение математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Ведь задания в учебнике и тетрадях на печатной основе подобраны так, что позволяют ученику постоянно решать проблемы разного характера. Это и задачи, различной степени сложности, и задания на смекалку, и задания с геометрическим материалом, задания с элементами занимательности.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На уроках можно использовать такие игры : «Лесенка», «Молчанка», «Десантники», "Продолжай, не зевай”, «Точно по курсу», «Поезд», «Кому подаётся мяч», и многие другие.

        В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Такие как: отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах,  пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, быстрее нарисуй, найди, кто спрятался, найди сходство и различие,  прочитай рассыпанные слова, подбери заплатку к сапожку, собери разбитый кувшин, вазу, чашки. Эти  задания хорошо помогают в начале обучения математике.

           Разминка. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут. В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше. Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15–20).

        Задания со сменой установки. Почему прием носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть «обманываем» детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решим задачу, выполним упражнение» и т. д. Мы меняем формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем качество усвоения программного материала. Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя .

Итак, начиная с младших классов, школа формирует интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников, личности ребёнка. Чему всячески способствуют  тщательно подготовленные уроки математики.

                      Список литературы:

1.АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности, - М; Мысль, 1976г.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте, - М; 1968г.

3. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. 2006. - № 5. - с.30-31.

4. www.pedsovet.su

5. www.nachalka.ru

Категория: Мои файлы | Добавил: salamandra | Теги: доклад. воспитание, развитие. на уроках математики
Просмотров: 3745 | Загрузок: 177 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: